Алена Владимирская – одна из самых известных хедхантеров России, основатель HR-сервиса «Антирабство», который помогает как молодым, так и вполне взрослым и успешным людям пройти профориентацию на любой стадии карьеры, узнать секреты успешного трудоустройства и предотвратить или преодолеть эмоциональное выгорание
и добиться профессионального роста.

В первом осеннем номере «Ориентира», посвященном обучению, Алена рассказывает сотрудникам «Восточного» о том, как образование влияет на карьеру и ценность сотрудника, как организовать самообучение и почему лучше никому не говорить о том, что вы проходили тренинг личностного роста.

- Алена, сейчас фраза про необходимость постоянного самообразования стала практически мантрой. На ваш взгляд, это действительно настолько важный навык?

- Сейчас мир меняется с бешеной скоростью, постоянно появляются новые технологии, от людей требуются новые навыки. И очень часто компании сами не успевают выстроить процесс обучения, но уже требуют этих навыков. В результате те сотрудники, которые ими не овладевают, оказываются уязвимы. Когда компетенций и навыков нет, а они нужны, вопрос о том, заменять человека или доучивать, довольно часто решается в пользу «заменять».

Поэтому первое, чему должен учиться сотрудник – адаптивности. Надо уметь получать навыки самому, уметь инициировать в компании обучение по своей специализации. Та схема, которая действовала раньше – ты учился, заканчивал школу, институт, а потом работал и лишь изредка тебя посылали на курсы, связанные с получением профессиональных сертификатов – сейчас уже не работает.

Классический пример – это стандартные маркетологи, которые еще четыре-пять лет назад были нужны всем, а потом маркетинг все активнее и активнее стал уходить в диджитал, и стандарты профессии кардинально поменялись. И эти сотрудники сначала не хотели учиться, а когда захотели, оказалось, что на этой поляне уже достаточно много людей со знанием диджитал. В результате вчерашние востребованные специалисты стали либо вообще терять работу, либо утратили скорость карьеры, потому что их обгоняли более продвинутые.

- То есть можно забыть все, чему вас учили в институте? Есть ли в таком случае ценность в привычном вузовском образовании или его можно заменить тренингами и короткими программами бизнес-обучения?

- Классическое и бизнес-образование – это совершенно разные вещи. Это как фундамент и стены. Вузовское образование дает основание, на которое потом нужно накладывать тренинги, сертификаты и прочие вещи – в соответствии со своей спецификацией и с тем направлением, в котором сейчас движется ваша карьера. Но без базовых знаний, особенно в банковской отрасли, у юристов, врачей – карьеру не построить, как не построить дом без фундамента.

- Как выбирать семинары, тренинги, учителей и коучей? Какие есть маркеры, по которым можно отличить серьезных преподавателей от шарлатанов?

- Главный признак – вас должен учить практикующий специалист. Все эти истории – «я раньше работал в компании, а теперь я просто бизнес-тренер и коуч» – это плохие истории. Такие люди отрываются от реальности рынка, теряют знания и навыки, а вы должны покупать реальный опыт. Когда тренер, условно говоря, директор по маркетингу крупной компании, но еще и ведет обучение – он рассказывает про личный успешный опыт, и если вам нравится его продукт или компания, они близки вам по духу – вы сможете этот опыт повторить.

Второй вариант – если вам важно свидетельство об окончании курсов, выбирайте сертифицированную компанию и обязательно обращайте внимание на уровень ее выпускников. Это всегда будет дороже, но при правильном выборе вы получите гораздо больше, чем только сертификат. С такими выпускниками приходят лучшие работодатели, завязываются лучшие связи, открываются новые двери – не обязательно для смены деятельности, но и для развития на нынешней работе.

- С практикующими специалистами часто другая сложность: они хорошо разбираются в своей отрасли, но плохо преподают – не умеют или не стремятся структурировать и доходчиво подать материал. Как быть с такими?

- Никто не сказал, что знания вам должны подарить – вы должны их взять сами. Если вы чувствуете, что человек профессионал, просто плохо рассказывает, идите и дожмите его. Задайте дополнительные вопросы, попросите о личной консультации. Не надо говорить – Павел Иванович, вы плохо рассказываете, я ничего не понял. Говорите – Павел Иванович, я хотел бы уточнить несколько моментов. Отнеситесь конструктивно, проявите интерес к предмету – хорошие знания и опыт стоят того, чтобы их «вытащить».

- Как заниматься самообразованием, когда уже работаешь? Нужно ли составлять программу для себя и как это делать?

- Большинство людей, которые начинают заниматься самообразованием, бросают это дело – потому что что требуется огромное количество внутренних усилий, чтобы довести это дело до конца. Сделайте следующее. Найдите нескольких человек, чья карьера вам нравится и кажется примером, чей путь вы хотели бы повторить. У известных и классных специалистов, как правило, есть профили в соцсетях, СМИ публикуют их биографии. Посмотрите, где ваш кумир учился, чему он учится сейчас, что читает, какие курсы проходит. А дальше – идите по этому пути, повторяйте его. Вам ведь нужны не какие-то абстрактные знания, а конкретные, прикладные, которые ускорят вашу карьеру, сделают ее эффективной – так к чему изобретать заново то, что уже изобретено и проверено на практике?

Чтобы найти примеры для подражания внутри своей компании, обратитесь в эйчар-отдел. Вы знаете, как правило, только свое направление, но даже если вы крутой специалист, например, в области кредитных рисков, сейчас вам может быть нужен опыт и знания, которые есть в отделе маркетинга. Обратитесь в эйчар-отдел, сформулируйте, чему вы хотите научиться, спросите, кто вас может променторить лучше всех. Обычно эйчары это знают, помогут вам и сведут вас с этими людьми.

- Определить путь – полдела, как найти в себе силы ему следовать? Есть ли у вас действенный опыт самомотивации?

- Как крайне меркантильный человек, я ставлю себе конкретную финансовую цель. Например, если я выучу английский до такого-то уровня, в перспективе года я смогу повысить свою зарплату на 60 тысяч рублей. Если я пропускаю день, я говорю себе: вот сегодня ты потеряла 1,5 тысячи рублей, потому что кто-то учит и сможет претендовать на это место, а я теряю скорость и не смогу. Как только я перевожу абстрактные английские неправильные глаголы в реальные деньги, мотивация значительно повышается.

- Вправе ли работодатель требовать, чтобы сотрудник осваивал новые знания в нерабочее время?

- Все сертификаты, курсы, которые нужны вам непосредственно для работы, для выполнения ваших должностных обязанностей, вы должны осваивать в рабочее время. Все, что вы стремитесь выучить для будущей карьеры или для себя – в свободное. Например, в стопроцентно русской компании не нужен английский язык, но сотрудник хочет его учить – возможно, для того, чтобы потом перейти в другую компанию, получить повышение или просто отправиться путешествовать. Это, разумеется, делается в нерабочие часы.

- Какие есть тенденции в компаниях, касающиеся образования сотрудников?

- Образованию сотрудников сейчас уделяется все большее. Оно практически все переходит в онлайн – потому что так удобнее. Обучение становится более профессиональным. Отходят в прошлое стихийные идеи руководства «А давайте сейчас всех поучим продажам!»; обучение становится более последовательным и методичным.

Кроме того, оно непосредственно привязывается к вопросам KPI, зарплаты и, главное, карьерного роста. Благодаря «оцифровке» образовательных программ стало проще отслеживать успехи сотрудников и давать им шанс претендовать на позицию следующего уровня, на следующий уровень зарплаты. При этом часть навыков, необходимых для повышения, может предоставлять компания, а часть – сотрудник получит сам, по своей инициативе.

- Увеличивается или уменьшается бюджет на платные тренинги, обучающие программы?

Бюджеты не уменьшаются и не увеличиваются, они перераспределяются. Любой онлайновый тренинг, конечно, обходится дороже, когда его делаешь в первый раз: сказываются затраты на изготовление обучающих материалов, составление программ – но потом он фактически бесплатный. Поэтому первые месяц-два кажется, что бюджет увеличился за счет «оцифровки», а потом в управлении обучения отказываются от очных тренингов, и оказывается, что онлайн-обучение значительно дешевле в долгосрочной перспективе – год, полтора, два.

- В некоторых компаниях в целях экономии бюджета применятся так называемое каскадирование: часть сотрудников – как правило, миддл-персонал, начальники линейных подразделений, в банке – управляющие отделений – проходят обучение, а потом транслируют его на свое подразделение. Как вы считаете, это эффективный способ экономии или видимость обучения с неизбежной потерей качества на каждом этапе?

- Здесь результат индивидуален и зависит от того, что и сколько вы поняли и смогли передать. Кто-то умеет учить, кто-то не умеет. Это рискованный метод, но он тоже имеет право на существование.

- Стремятся ли компании создать возможность бесплатного обучения для сотрудников в качестве мотивации? И является ли обучение реальным бонусом и стимулом для сотрудника?

- Здесь есть две стороны. Сотрудники формально, во всяких обзорах и опросах, говорят, что им важно получать обучение. Но в действительности большинство думает, что это обязанность компании – учить их профессиональным навыкам. В статистических исследованиях не по входному, а по выходному контролю никто не называет возможность учиться мотивацией.

- Как продемонстрировать своему начальству, что ты не просто получаешь зарплату, а самосовершенствуешься и получаешь новые навыки? Как показывать свою ценность (и вообще полученное самообразование) при устройстве на работу или когда претендуешь на новую должность?

Пишите точно так же – проходил такие-то курсы, получал такие-то навыки самообразованием. В графе «Образование» указываете как тренинги по вашей специальности и курсы, которые также влияют на вашу работу, например, управленческие. Главное, не пишите про тренинги по личностному росту, к ним у большинства работодателей отношение плохое: на их взгляд, клиенты подобных программ либо пребывают в депрессии и рефлексии, либо бездельники.

А чтобы продемонстрировать своему начальству на текущей работе ваши труды по самообразованию, то старайтесь при достижении успехов делать ссылку на полученные навыки. Например, на совещании вы выдвинули интересную гипотезу, тут стоит невзначай упомянуть, что на эту мысль вы натолкнулись, когда проходили такой-то курс. Еще можно постить у себя в соцсетях выжимки из пройденного обучения, и ваши мысли по этому поводу. Так вы покажете ваше стремление к самообразованию не только текущему работодателю, но и потенциальным.

Статья размещена в корпоративном журнале "Ориентир" №3 (10) 2017

Вернуться

 

 

Оформите подписку

Получайте новые выпуски нашей рассылки раньше всех