Анна ВЫСОЦКАЯ, Директор Дальневосточного филиала банка «Восточный»: За нами - гибкость и знание местной специфики // Октябрь 2015. "Банки и деловой мир"

Как вы ощущаете место своего банка в экономике города, области, региона? Насколько востребованы ваши продукты и услуги, есть ли, по вашим ощущениям, перспектива дальнейшего развития? Как складываются отношения банка с местными властями? Есть ли совместные проекты? Приходится ли оказывать поддержку тем или иным инициативам администрации? Работаете ли вы с различными фондами под эгидой администрации?

Позиции банка «Восточный» более чем уверенные: каждый 10-й житель региона является нашим активным клиентом, по размеру сети мы занимаем 2 место после Дальневосточного Сбербанка, а по размеру кредитного и депозитного портфелей — входим в тройку лидеров. Услуги банка востребованы, более того, даже в текущих экономических условиях клиенты активно откликаются на новые предложения банка. К примеру, большой популярностью пользуется дебетовая карта с повышенным cash-back и процентами на остаток средств — продукт, являющийся хорошей альтернативой срочным вкладам. Также привлекательны для наших клиентов залоговые кредиты, дающие возможность получить крупную сумму средств на завершение важных для семьи проектов: строительство дома, приобретение жилья, поддержку бизнеса в условиях, когда многие банки сокращают объёмы кредитования и размышляют над дальнейшей политикой рыночного поведения.

К тому же мы активно взаимодействуем с представителями власти на Дальнем Востоке. Так, на проходившем в начале сентября Восточном экономическом форуме банк подписал ряд соглашений о сотрудничестве в рамках социально значимых для региона проектов. Логичным продолжением нашего развития станут шаги в сторону банковского обслуживания компаний среднего и малого бизнеса, инвестиционных проектов с государственным участием на Дальнем Востоке.

Способны ли федеральные филиалы полностью заменить местные банки? Если нет, то в чём вы видите свои силу и слабости? Как распределяется между вами и вашими крупными конкурентами клиентская база? Какие ниши рынка считаете преимущественно «своими»? Какова структура вашей клиентской базы: преобладают ли в ней юридические или физические лица, есть ли клиенты из числа крупных структур и как складывается работа с сегментом малого и среднего бизнеса?

На мой взгляд, очевидно, что как у федеральных, так и у региональных банков есть своё место на региональном рынке. В силу особенностей бизнес-модели и наличия недорогих источников финансирования федеральные игроки работают в рамках масштабных инвестиционных проектов, финансируют крупный и средний бизнес территории. В то же время региональные банки, хорошо зная особенности клиентской базы физических лиц и малого бизнеса, гибко управляют тарифами и продуктовой политикой, имеют возможности принятия индивидуальных решений для удовлетворения потребностей.

Традиционно нашей нишей является сегмент беззалогового потребительского кредитования и формирование сберегательного поведения физических лиц. Именно клиенты «Восточного» становятся со временем крупнейшими клиентами федеральных банков — с нашей помощью проходит их процесс становления и развития. Основа нашего бизнеса — частные клиенты и домохозяйства, удовлетворение их потребностей. Для этого у нас есть универсальная кредитная и вкладная линейка. Вдобавок сейчас банк активно внедряет новые расчётные продукты «на каждый день», давая нашим клиентам возможность контролировать свои расходы, предлагая различные пути экономии.

В рамках же задачи по развитию отношений с малым и средним бизнесом, поддержания реального сектора экономики с августа мы предлагаем этому клиентскому сегменту кредитование на сумму до 15 миллионов рублей.

Возможность докапитализироваться с помощью государства получат всего 10 региональных кредитных организаций, да и сумма, выделенная им, невелика. Считаете ли вы справедливым такой подход? И за счёт чего собираетесь повышать капитализацию своего банка, учитывая не слишком благоприятную экономическую ситуацию?

Как отмечалось выше, наш ключевой сегмент физические лица и домохозяйства. Мы занимаемся поддержкой региональной экономики через поддержание уровня потребления. Такая концентрация бизнеса не позволила нам войти в программу докапитализации с помощью государства. Поэтому банк продолжает работать в модели фондирования своей деятельности за счёт привлечённых средств физических лиц и дополнительной капитализации банка акционерами

Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом… Стоит ли региональному банку стремиться к выходу за пределы своей территории? И как далеко могут распространяться его здоровые амбиции?

Банк «Восточный» как раз исторически развивался с Дальнего Востока и двигался через Сибирь в западную часть России, наращивая клиентскую базу и расширяя сеть. Однако основной бизнес и сейчас продолжает концентрироваться в домашних регионах, где у банка, безусловно, есть все возможности для дальнейшего успешного развития.

Поэтому, я считаю, народная мудрость права, не зря она живёт веками. Но что немаловажно, за любым успешным развитием должна стоять бизнес-идея, понимание рынка и своего потребителя, чётко позиционированные продуктовые преимущества. И если это подкреплено достаточным финансированием, то «нет предела совершенству».

В этом году часто вспоминают кризис 1998 года и ту позитивную роль, которую сыграли в выходе из него региональные банки. Чем принципиально нынешний кризис отличается о тех, что случились в 1998-м и 2008-м? И способны ли сегодня региональные банки повлиять на выход из кризиса и укрепление экономики?

За время своего существования (с 1991 года) «Восточный» накопил немалый опыт работы в сложные экономические периоды: и в условиях высокой инфляции, и при системном банковском кризисе. Безусловно, мы и другие региональные банки в это непростое время оказались наиболее устойчивы и жизнеспособны, так как лучше знали местную специфику, своих клиентов и имели большую степень доверия в регионе. Сегодня, в условиях нынешнего кризиса, мы так же нацелены развивать бизнес именно на Дальнем Востоке и в Сибири, в регионах, являющихся нашей домашней территорией. Так что региональные банки во многом способны повлиять на выход из кризиса и способствовать укреплению экономики, к примеру, за счёт участия в местных крупных инвестиционных проектах, которые станут новыми драйверами роста для экономики Дальнего Востока.

Источник: За нами - гибкость и знание местной специфики  (файл

к списку новостей